Здесь начинается парафраза следующей песни "Старшей Эдды" - "Речи Сигрдривы". В этой песне спящая валькирия Сигрдрива ни разу не названа Брюнхильд.

Вот едет Сигурд по дальним дорогам. И все он ехал, пока не прибыл на Хиндарфьялль и не свернул на юг, к Франкской земле. На горе увидал он пред собою свет великий, точно огонь горит, и сияние поднималось до неба, а когда он подъехал, встала перед ним стена из щитов33"Стена из щитов" - здесь это надо понимать буквально. Вообще же "стена из щитов" (скьялдборг) - особый вид построения войска: небольшой отряд группируется вокруг вождя и так смыкает щиты, что образует как бы небольшую крепость, непроницаемую для стрел. и возвысилась над лесом. Сигурд вошел за ограду ту и увидал, что там спит человек и лежит в полном вооружении. Сигурд сперва снял с него шлем и увидел, что это - женщина: она была в броне, а броня сидела так плотно, точно приросла к телу. И вспорол он броню от шейного отверстия книзу и по обоим рукавам, и меч резал панцирь, словно платье. Сигурд сказал ей, что слишком долго она спала. Она спросила, что за мощное оружие вскрыло броню ту - "и кто разбил мою дрему? разве явился Сигурд Сигмундарсон, что носит на голове шлем Фафнира и убийцу его в руках34Убийца Фафнира - кеннинг: "меч Грам".?"

Отвечает на это Сигурд:
    - От семени Вёльсунгов тот, кто это сделал; и слышал я, что ты - могучего конунга дочь. И сказывали нам тоже о вашей красе и мудрости, и это мы хотим проверить.

Брюнхильд поведала, как сразились два конунга: одного звали Хьяльмгуннар, был он старик и величайший воин, и ему обещал Один победу; а другой звался Агнаром, или братом Ауд.

- Я убила Хьяльмгуннара в бою, а Один уколол меня сонным шипом в отместку за это и рек, что никогда больше не одержу я победы, и приказал мне выйти замуж. А я в ответ дала клятву: не выходить за того, кому ведом страх.

Сигурд молвил:
    - Научи меня великому веденью.

Она отвечает:
    - Вы сами лучше знаете, но с радостью научу я вас, если есть что-либо, что нам известно, а вам может прийтись по сердцу - руны и прочие знания на всякие случаи жизни. И выпьем мы вместе кубок, и да пошлют нам боги те счастливый день, а ты запомни нашу беседу.

Брюнхильд наполнила кубок и подала Сигурду и промолвила:

- Вот кубок браги, вождь бранного веча,
В нем смешана сила с мощной славой,
Полон он песен, письмен на пользу
Разных заклятий и радостных рун.

Знай ты руны побед, коль разума жаждешь.
И режь их на ручке оружья,
По краю меча и по кромке стали,
Дважды тайно вызови Тюра35По одной рукописи "Старшей Эдды" - "начертай дважды (имя) Тю"..

Руны волн ты ведай, коль вызволить хочешь
Парусных коней из пены,
Нарежь их на реи, на руль и штевень
И выжги на веслах огнем.
При быстром прибое, при бурных волнах
Без горя войдешь ты в гавань.

Руны слов ты сведай, чтоб тебе не смели
Злобой воздать за зло.
Их и вьют, их и ткут.
Их всех сразу сводят
На тинге том, куда толпы придут
На самый последний суд36Судный день, Страшный суд - понятия, не встречающиеся в других памятниках германского язычества. Может быть, тут уже влияние христианских воззрений..

Руны браги ведай, коль веришь чужой жене
И хитрой измены не хочешь37"Руны браги", очевидно, должны предохранять в чужом доме от отравления или колдовского питья, которое хозяйка ("чужая жена") может поднести гостю..
На роге их режь и на кисти рук
И пометь на ногте "Науд".
Осени свой кубок, хранись от козней
И брось в братину порей38Порей (laukr) - по некоторым толкованиям, чеснок. Некоторые придерживаются толкования "порей" по следующей причине: в "Эдде", во "Второй песни о Гудрун", Гудрун говорит, что "таков был Сигурд пред сынами Гьюки, как зеленый порей пред прочими травами", - что лучше подходит к высоким стеблям порея. Здесь (как и в главе XX) это растение служит для отведения злых чар. Черты этой нет в "Песни о Хельги": она, очевидно, взята из быта.:
Ведомо мне, что вовек ты не выпьешь
С черными чарами меду.

Руны горные39Bjargrunar могут означать и "укрывающие, предохраняющие руны", но по аналогии с "рунами воды, леса и т. д." мы думаем, что это - "руны гор". помни, коль помощь хочешь подать
Матери в муках родильных.
На ладони их выведи, вей вкруг тела40Руны писались на камнях в виде длинных извивающихся лент.,
Добрым дисам молись.

Руны леса познай, коль лекарем хочешь ты стать
И ведать разные раны.
На лыке их режь и на листьях ствола.
Что вытянул ветви к востоку.

Руны мысли ты помни, коль самым мудрым
Хочешь на свете слыть.
Их чертил, их читал,
Измыслил их хитрый Хрофт.

На щит они были нарезаны, что носит богиня блеска.
На уши Арвака, на бабку Альсвина,
На резвый обод повозки Рогни,
На зубы Слейпнира и на санный подрез.

На лапу бурого, на язык Браги,
На волчьи когти и на клюв орла,
На кровавые крылья, на мостовые крепи,
На ладонь избавителя, на лекаря след41Буквально: "на ладонь избавления и на след лечения".. На стекла и золото, на серебро светлое,
В вина и в солод, на кресло вёльвы.
На лезвие Гунгни и на грудь великанши,
На ноготь норны и на нос совы.

Все они были соскоблены, те, что были нарезаны,
В священный замешаны мед
И посланы в дальний пуп:
Иные - к альфам, иные - к асам,
Иные - к вещим ванам,
Иные - к людям людским.

Это руны бука, это руны брега,
И разные руны браги,
И славные руны силы.
Кто помнит, не портя, кто помнит, не путая,
Тому они будут во благо.
Коль понял, так пользуйся
До гибели горних42То есть "до скончания света", до "сумерек богов"..

Выбери ныне (волен твой выбор).
О, крепких копий клен43"Копий клен" - кеннинг: "воин".,
Молчать иль молвить, как сам ты мыслишь,
Кончена речь о рунах.

Сигурд отвечает:

- Не брошусь в бегство, хоть бы близилась смерть.
Не робким рожден я родом.
Твой добрый совет хранить я должен,
Покуда есть в жилах жизнь.

Просмотров: 1527
Система Orphus
Молот Тора
Меню